Как научить ребенка читать в 4 года — легко! Только нужно ли?..

Мимо конкурса Марии Костюченко «Растим гения» (совместно с он-лайн Школой «Учимся играя» и журналом «Счастливая мама») я тоже никак не могла пройти мимо. Особенно после того, как прочитала конкурсные статьи других мам, эта тема показалась мне еще более интересной и глубокой. Еще мне подумалось, что Маша нарочно выбрала такое озорное и чуть-чуть провокационное название (это только мои догадки, Мария :)), потому что большинство мам были единодушны в том, что растить гениев они не собираются, а хотят, чтобы их детки выросли умненькими и счастливыми. И я тоже к ним присоединяюсь — я за то, чтобы дети развивались гармонично и разносторонне, но без всякого давления, в чем Машин блог и служит нам вдохновением и примером для подражания!

Кстати, вот одна страшная история, о том как одного мальчика растили гением. Шутка :), она не страшная, просто поучительная и правдивая. Мама-учительница решила, что ее сын обязательно должен вырасти умнее других, да не просто умнее, а вундеркиндом. К семи годам сынок вырос умненьким, да таким, что его взяли аж прямо во ВТОРОЙ класс! О дальнейшем развитии истории я не в курсе, знаю только, что вырос хороший умный парень, такой же впрочем, как и те, что не перепрыгивали через первый класс. А вот подчерк у него корявый на всю жизнь остался — ведь во втором классе уже не учатся буковки выводить…

Напугав всех страшной историей, перейду к следующему пункту 🙂

 via Olia on Pinterest

Я собиралась поделиться мыслями о раннем обучении чтению, а потом вдруг испугалась — а вдруг с четырех лет это уже не раннее обучение? Ведь сейчас есть методики обучения чтению и с двух лет, и даже с полугода — начинают карточки с буквами крохе показывать, может я уже от жизни отстала? Испугалась я, а потом рассмеялась, а потом опять призадумалась — а зачем собственно мы пытаемся детей научить читать так рано? Какие мы ставим перед собой цели? Что нами руководит? Хотим ли мы похвастаться перед знакомыми, небрежно бросив, «А мой уже давно читать научился…» А может, мы мечтаем о том, как ребенок сам уткнется в книжку и перестанет нас донимать? Точно ли нами руководит лишь родительская любовь и желание научить ребенка хорошему? Давайте проверим себя. Мне самой пришлось сознательно поработать над своей мотивацией,  т.к. я признала себя виновной в этих неправильных мотивах…

 

Разобравшись с мотивацией, приглядимся ребенку — а хочет ли он учиться читать именно сейчас, в этом возрасте? Может, у него есть дела поважнее — рисовать, конструктор собирать или куличи из песка лепить? Не стоит отрывать ребенка от этих занятий ради чтения — он развивает то, что ему сейчас необходимо, вы ведь тоже этого хотите?

Интересную вещь сказала учительница нашего племянника перед началом подготовительных занятий: «Что вы все пытаетесь научить их читать так рано? Они все равно научатся, раньше или позже. Вы лучше развивайте их РЕЧЬ — учите описывать картинки, говорить законченными предложениями и т.д.» Честно, это дало совсем новое направление моим мыслям, ведь я тогда  тоже мечтала лишь о том, чтобы мои пораньше зачитали. А ведь чтение — это лишь верхушка айсберга раннего развития, конечно, она такая заметная и красивая и ей можно похвалиться перед соседями. Вы когда-нибудь слышали, чтобы родители хвалились тем, что дети говорят законченными предложениями? 🙂 А вот про чтение хвалятся на всех углах.

И еще одно высказывание той же учительницы: « Если начать учить ребенка читать в 4 года, вы потратите два года, если в 6 лет — то две недели» 🙂 Может быть, это и не к каждому ребенку подойдет, но заставляет задуматься — стоит ли мучать себя и дергать ребенка, если он к этому еще не готов?

Итак, как научить ребенка читать в 4 года?

После такой бурной критики, расскажу о своем опыте и моих любимых подопытных кроликах 🙂 Миша научился читать в 5,5, Саша в 4,5. Я хотела дождаться, когда Лизе стукнет 4,5, чтобы попробовать читать с ней, но она заставила меня это сделать на 3 месяца раньше.

Как научить ребенка читать в 4 года Мы используем комбинацию букваря Жуковой (у нее несколько букварей, у нас этот) и карточек со слогами собственного изготовления. Я писала об этих карточках раньше, но сейчас у меня на два ребенка больше опыта 🙂  В букваре Жуковой мне нравятся эти веселые человечки, которые помогают преодолеть самое тяжелое в обучении чтению — понять, как буквы соединяются в слоги:Как научить ребенка читать в 4 года

 Этого, однако, может быть недостаточно, зависит от ребенка, и именно тогда я подключаю карточки.

 

Лиза у меня сейчас в стадии карточек с гласной «а» и очень довольна 🙂 МАША, САША, КАША, ВАЗА, ЖАБА, ЛАПА, МАМА, ПАПА, БАБА — волшебная буква! Время от времени возвращается к букварю и перечитывает знакомые уже слоги, а иногда и незнакомые — прогресс очень хорошо виден. Я на нее не давлю, скорее она давит на меня 🙂

Еще некоторые наблюдения:

*Прихожу к выводу, что учить маленьких детей буквам скорее вредно, чем полезно. Учим-учим букву «эм», а потом — бац — оказывается, что читать надо «м-м-м». Ребенок в недоумении… Вот не поленюсь и сделаю эксперимент — развешу картинок со слогами по дому (га-га, ку-ку…), чтобы сразу слоги запоминали, посмотрю, будет ли разница.

*Как следствие предыдущего наблюдения: если ребенок рано выучил буквы, это еще не значит, что он рано начнет читать. Если ребенок еще не запомнил все буквы, это еще не значит, что он НЕ сможет читать 🙂

* Если ребенок соединяет буквы в слоги, а слоги в слова, это еще не значит, что он читает. Чаще всего дети даже не понимают, что они сказали. На это тоже нужно время.

* И наконец, самое главное, что мы можем сделать для наших умных деток, не важно читают они уже сами или нет:

Source: etsy.com

Это бесценно!


Здесь вы можете подписаться на новости блога. Введите, пожалуйста, свой адрес эл.почты: 
Вы также можете следить за новостями блога, присоединившись к моим группам ВКонтакте и Facebook. До встречи!
 

Как научить ребенка читать в 4 года — легко! Только нужно ли?..: 31 комментарий

  1. Мария (учимся играя)

    Ольга, спасибо большое за участие в конкурсе, за вашу прекрасную статью! Вы правы, что чтение — это верхушка айсберга. Я тоже начинала с него, но им не ограничилась. Чтение вошло в привычку и совсем не важно научилась Даша читать или нет, она полюбила чтение, она старается и ей нравится, а это самое главное. Она интересуется и это прекрастно. И вы правы, рано или поздно они все зачитают, каждому свое время!

    [Ответить]

    admin Reply:

    Да, я тоже уверена, что самое-самое важное — это чтобы ребенок полюбил чтение, а это возможно только при обильном чтении вместе с родителями

    [Ответить]

  2. Tavika

    С интересом прочитала статью! Честно говоря, увидев в рассылке название, я даже испугалась — неужели вы из тех мамочек, которые считают, что нечего детям забивать голову всякой «наукой», чтобы ее не «перегрузить». И что буквы надо чуть ли не прятать от малыша, чтобы он как можно дольше пребывал в неведении 🙂
    И с радостью узнала, что все совсем не так 🙂 Вы очень правы в том, что сначала надо убедиться, что это сам ребенок хочет читать, а не его мама. Но если не давить и не отбить естественный интерес малыша к загадочным значкам, которыми буквально напичкан мир, в котором мы живем, то раннее обучение чтению полезно. Не думаю, что кому-нибудь из нас или наших детей может помешать умение читать. Главное, не учить в ущерб другим областям развития. «Может, у него есть дела поважнее — рисовать, конструктор собирать или куличи из песка лепить? » — это очень мудро!

    [Ответить]

    admin Reply:

    Я разделяю ваш подход, чтобы учить ребенка всему понемножку ненавязчиво, «по ходу» 🙂 Интересно, что Эйнштейн сказал, что важнее развивать воображение, потому что знание ограничено, а воображение безгранично. Если подумать, это ведь гораздо сложнее, чем «набить» голову ребенка всякими знаниями — для этого и свое воображение развивать надо!

    [Ответить]

  3. Дана

    В очередной раз с радостью обнаружила насколько у нас с тобой похоже работает в этой области мышление. Действительно, прежде всего это должно идти от ребенка, в чем собственно и заключается ядро философии child-led education. И вправду, какой смысл в том, что ребенок умеет читать, если он не очень-то понимает то, о чем читает, а так же если он не может связно выражать свои мысли. Есть дети, которые учатся очень быстро, есть дети, которым это дается медленней, и очень важно слышать во всем этом гомоне хвастливых соседок конкретно своего ребенка и те нужды, о которых он заявляет.

    Я как раз раз и тех мам, которые считают, что детям нечего забивать голову наукой 🙂 лет до 6-7, но признаю, что чтение это вещь очень индивидуальная, есть дети, которые вообще сами учатся читать, не запрещать же им это. Сына я начала учить читать очень осторожно и ненавязчиво в 5.5, через год он уже читал свободно и с удовольствием, что продолжает делать и сейчас (ему семь через несколько дней). Дочку тоже не собираюсь учить раньше этого, только если сама не запросит.

    Удачи на конкурсе!

    [Ответить]

    admin Reply:

    Это значит ему и семи лет еще нет? А вы уже вовсю анатомию с древней историей изучаете — хорошо же вы там «не учитесь» 🙂 Молодцы! А вообще, наверно, можно любой предмет в любом возрасте начать преподавать — на уровне доступном ребенку.

    [Ответить]

    Dana Reply:

    Дык до этого как трава рос! На текучую воду, да на бегущие облака, да на танцующее пламя глядел. Всему свое время.

    [Ответить]

  4. Snowbird

    Во-первых, спасибо за интересную статью! Каждая фраза — как у меня из головы взятая!
    Я не сторонница насильственного раннего развития. До ребенкиного года я, кстати, мечтала, как с года начну водить его на всякие «развивалки» (благо в Москве их куча). Но сейчас ему год и 11 и мы еще ни на одних не были и пока не планируем даже: я вижу, что ему сейчас гораздо важней заниматься и развиваться со мной, а не в толпе незнакомых детей, где он чувствует себя скованно. К тому же, я лучше, чем чужие преподаватели, вижу, чем именно он хочет заняться в данный момент. Навязывать в этот момент ему что-то иное просто бесполезно 🙂
    Но ребенок мой пошел в папу: обожает книги. В поездки мы с собой игрушки практически не берем, но книги обязательно. Примерно в 1,5 года он начал тыкать в большие буквы и спрашивать «тё эта?». И когда мне надоело отвечать однообразно «буква» я стала уточнять. Правда поскольку я не стремлюсь его научить рано читать, я буквы называю по-правильному, а не звуками. По крайней мере в школе потом не будет непонимания 🙂 В общем, сейчас он знает практически весь алфавит и очень любит сесть с магнитными буквами и их называть. Бабушки, конечно, охают и гордятся, говоря, что скоро читать начнет 🙂 А я улыбаюсь в ответ, понимая, что это еще ничего не значит. Хотя вот свекровь сказала, что мой муж в 4,5 года уже спокойно читал, научившись сам (у него тогда родился младший брат и он ему книги читал, чтоб ему не скучно было :))). Посмотрим, как будет. Пока сын периодически просит меня составить наши имена из магнитных букв на холодильнике.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Мне кажется, в Москве такое давление на родителей, типа если ты не водишь ребенка в школу раннего развития за 10 тыс в месяц, ты плохая мать. И женщина выходит работать, чтобы заработать эти 10 тыс вместо того, чтобы самой заниматься с ребенком тем же самым бесплатно 🙂 Парадокс какой-то.
    Твой сынок прямо как наш Мишка — мы тоже умилялись и шутили, что читать и говорить он начнет одновременно. Но как ни странно, как раз это знание букв было препятствием, долго не мог он складывать слоги. Поэтому я решила, что в этой системе надо что-то менять, т.е. не с букв начинать, а со слогов что ли. Пока сама не знаю 🙂

    [Ответить]

    Snowbird Reply:

    Если цель именно научить читать, то да, лучше с букв и слогов сразу. Есть ведь даже методика «кубики Зайцева» для этого. Там как раз слоги.
    Но посколько я не тороплюсь с обучением чтению, то и стала буквам учить, а не звукам. Все равно даже если он научится читать рано, в школе придется учить вместо звуков буквы, и тогда у него там начнется путаница.
    А так если начнет просить читать, то буду учить, что буквы и звуки — это разные вещи и рассказывать, как звучит в слове та или иная буква.

    [Ответить]

    Tavika Reply:

    Можно, я встряну 🙂 Свой опыт опишу — это не руководство к действию, конечно, у всех своя ситуация. Но мои оба в 4 года зачитали (именно в 4, как в заглавии поста :), а учила я их без всяких методик, как нас в детстве учили. Называла буквы (только не по названию, а звуками. Не «эм», а «м-м-м»). А когда буквы уже легко узнавались и не перепутывались, тогда просто подписывала рисунки, прочитывала крупные слова, сама проговаривая по слогам. Иногда просила сказать, как будет, например, «м» и «а» вместе. Если не мог ответить, то оставляла в покое, не пытаясь научить читать слоги. Вообще. Но в один прекрасный день ребенок прибегал с радостными воплями — у него прочиталось слово! Как-то само-собой в голове происходил щелчок, и он понимал, как соединить буквы. Видимо, тут важно, чтобы накопился достаточный объем информации.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Я сейчас думаю, что буквы и звуки надо изучать как-то параллельно, чтобы потом не запутаться. А названия букв, конечно, важно знать. Особенно меня это задело, когда ребенок пришел из садика и заявил, что они учили букву мэ и букву рэ 🙂
    Но вообще все это мелкие технические детали 🙂 Самое главное — приучить любить книжки, пусть он только картинки пока в них рассматривает. Если полюбит — научится!

    [Ответить]

    Snowbird Reply:

    Да, насчет параллельно полностью согласна. Мой папа и моя мама называют ребенку буквы по-правилам, а вот свекровь называет звуками. Я попросила, чтоб она только уточняла, что это звук такой у этой буквы. И сама начала иногда ребенку уточнять про это.
    А любовь к книгам у него, видимо, уже в крови 🙂 Я раньше не верила, но сейчас сама вижу, что это действительно может передаваться и по наследству. Мне остается только одобрять и поощрять его стремление читать 🙂 Вот на Новый год в подарок сегодня заказала ему 6 книг 🙂

    [Ответить]

  5. Анна Шевелева, мама-педиатр

    Мой ребенок самостоятельно начал изучать буквы в 2 года, одновременно с тем, как он начал активно говорить.
    Как это получилось?
    Он учил буквы по водопроводным люкам и рекламных надписях в метро. В 2 г 3 мес знал уже почти все буквы, путал только л и п, и букву ю называл «о с палочкой».
    В 2 с половиной ему это стало не интеересно и в 3 он переключился на цифры, сейчас считает до1000 и складывает-вычетает в пределах 10, на пальцах.
    вундеркинд?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Талантливый человек талантлив во всем — буквы-цифры выучил шутя, а там может на рояле играть начнет 🙂
    А у меня дочка путает с-ш л-в, потому что она их не выговаривает. Я никак не ожидала, что она из и при чтении путать будет, тоже сюрприз. А по водопроводным люкам буквы учить — это что-то 🙂

    [Ответить]

  6. Ольга Бардина

    Еще одно подтверждение, что ребенок сам подсказывает время и «метод», которые для него больше всего подходят.
    У нас чтение еще далеко-далеко впереди, но от книжек сын просто балдеет. Постоянно их самостоятельно берет, листает, мне показывает, мы обсуждаем. А сейчас начал еще и заказывать: подносить мне и книгу и говорит «ррррррр». Это значит: «Мама, открой страницу, где машинки» )))))))))

    [Ответить]

    admin Reply:

    Иногда слышу, как родители говорят: «Это зависит от склонностей ребенка» (в том смысле что какой-то ребенок любит читать, а какой-то нет). Но мне всегда хочется ответить, что это зависит от склонностей родителей — если родитель в обнимку с книжкой живет, скорее всего и ребенок тоже, и наоборот

    [Ответить]

  7. Светлана Ранджелович

    Я не встреваю, но статья как всегда мудрая. Оля, тебя так интересно читать (это не обязывает, можешь и баловаться)). По следам статьи и комментариев: у нас у знакомых со старшей дочкой надо было много возиться с буквами — она искала помощи, а младший ребенок однозначно дал всем понять, чтобы они «отвалили» и мама до сих пор не понимает, где он учил буквы — неужели только по азбуке на стене? Сейчас ему нравится в 1 классе ровно выписывать крючочки и т.д., а когда учительница попыталась сказать, что тут крючочки в буковку не сложились, он закрыл тетрадь и также дал ей понять, чтобы она «отвалила»: » Все в линию?» — тетрадь в портфель — «До свидания». Видимо, тоже сам как-то будет доходить)).

    [Ответить]

    admin Reply:

    У меня второй сын примерно такой же — у него на все свое видение, и ему не докажешь, что тут надо буквоку обвести, а не космический корабль нарисовать 🙂 Независимое творческое мышление — ломать жалко, но как-то и в систему его надо вписать… Что же учителя в таких случаях делают, интересно? родителей вызывают?

    [Ответить]

  8. Светлана Ранджелович

    Да, учительница подошла к маме в растерянности. Потом расскажу, как они это азрулили. Подозреваю, что рассказывать будет нечего — оно как-то самом собой разрулится. Он просто разберется с буквами и все. И поведение у него вполне вежливое, просто очень твердое: вот так и так.

    [Ответить]

  9. Уведомление: Обзор участников конкурса «Растим гения» | Учимся играя

  10. aXe Neytron

    Я в 5 умел читать. Быстренько так отец научил. Была книга «В поисках Атлантиды». Так вот там буквы были крупными и легко было учиться «а это какая буква?…»

    [Ответить]

    admin Reply:

    Яи не слышала про такую книжку, название интригует:) Я за то, чтобы дети учились по интересным книжкам, поэтому со старшими мальчишками сказки мы сразу отмели и учились по энциклопедии «Транспорт» 🙂

    [Ответить]

  11. Анна

    Я сама просила маму научить меня читать, и в 4 года уже читала книжки во всю. Я и сейчас практически любому другому виду отдыха предпочту чтение. Вечером меня часто можно видить с книгой или журналом в руках. Видимо поэтому мои дети (1 год и 4 года) тоже любят книги. Младший правда больше любит их грызть и рвать, но недавно я заметила что он пытается переворачивать страницы и тыкает в картинки пальчиком, чему очень обрадовалась. Старшая смотрит картинки, пытается пересказывать содержание книги по памяти. Но читать никак у нас не получается. И буквы многие путает. Меня это сильно огорчало. но после вашей статьи я немного успокоилась. Может и правда: если любит книги, то и читать научится?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Я тоже всегда думала, что чем раньше научится читать, тем лучше. Но потом задумалась — ведь читать умеют 99,99 процентов взрослых людей, а сколько из них это дело любят? Вот и выходит, чему важнее научить? У меня Лиза тоже не торопится, ей почти пять. Иногда вдруг спросит: «Здесь «Сара» написано?» или что-то в этом роде. А иногда элементарно слог не может прочитать. Но я уже не расстраиваюсь и не тороплюсь -научится, куда денется, главное охоту к книжкам не отбить.

    [Ответить]

  12. Юлия

    Как все-таки приятно еще раз осознать, что мы с тобой единомышленники! Все обучения ребенка можно начинать исходя из его потребностей. Вот нравились моему старшему буквы и цифры, так он в 1,5 года их все выучил, а в 3,5 как-то рраз — и зачитал. Очень большое внимание всегда иллюстрациям уделяю. Считаю это очень важным и в эстетическом плане и ребенку интереснее. А вот младшая у меня к буковкам равнодушна. За то ей техника интересна: машинки, колесики, самолеты. С прогулки домой не дозовешься. А главное — осознает себя частью большого коллектива: всех перечисляет вокруг. 🙂

    [Ответить]

  13. Дарина

    Я долго мучилась что-бы мой 5-тилетний Миша читал не (бе-у-ме), а (бум), зашла в интернет там было много разных методик но я от них уже устала, решила что отведу на какие-нибудь курсы, но так как соседка уже год водившая дочь на кубики Зайцева была не в восторге, эта идея показалась мне не самой хорошой, однако я нашла сайт где было написано «Обучение чтению за 7 занятий. 100% гарантия» эта гарантия мне понравилась, решила 100% так 100% отвела, на первое бесплатное занятие и не пожалела. Миша зачитал правильно уже на третем занятии, а сейчас сидит читает «Морозко» мой умница, спасибо им. всем советую.

    [Ответить]

    admin Reply:

    А что за программа, Дарина, как называется? Интересно, какая у них методика. Хотя я сейчас придерживаюсь расслабленного мнения, что мучайся-не мучайся, в семь лет все равно зачитает. А не в семь, так в восемь)))

    [Ответить]

  14. MarinaS

    Я умела читать в 5 лет. Мой брат был старше на 2 года , учили его, я подхватила. Моя подруга — медалист и краснодипломник , внучка директора школы не была научена грамоте до 7 лет. Ее дочь узнала все буквы в три года, играла просто, училась хорошо, МГУ в результате. Я добилась от своей дочери чтения в 5, 5 лет постоянными занятиями. Училась она средне. Что это? Гены.

    [Ответить]

  15. Лора

    «А вот подчерк у него корявый на всю жизнь остался — ведь во втором классе уже не учатся буковки выводить…»
    «поДчерк» — это что?

    [Ответить]

    admin Reply:

    это мелочные придирки неуверенного в себе человека))) Пусть каждое написанное и сказанное слово приносит добро и только конструктивную критику!

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo
Хотите разместить ссылку на одну из Ваших статей?