Чтение-мучение

Решила вдруг написать о чтении. В семье на подходе новый первоклассник (а возможно и сразу два), поэтому эта тема сейчас снова приобрела важность. Тем более что дело приобрело неожиданный оборот…

k-IMG_3847

Фотографии к делу не относятся, просто попались под руку))) Воспоминание о прошедших праздниках — кажется, будто, это давным-давно было, а не неделю назад.

Вспоминаю, как все было просто, понятно и приятно с первым ребенком. Это чувство, что «получилось!» и теперь дальше так и будет. Второй ребенок учится читать вообще сам в 4,5 года, только изредка прося помощи. Ну чем я не супер педагог, поздравляю я себя мысленно? Третий ребенок тоже в 5 лет дружит с книжками и только укрепляет меня в этом мнении (самомнении))) Можно писать самоуверенные статейки и наградить себя медалью (мысленной) «Не просто мама, а ай-да мама еще и педагог».k-IMG_3899

И тут бац, вторая смена. То есть четвертый ребенок, которому уже вот-вот 7 стукнет, и школу уже дальше откладывать никак не получится, но который вообще никак с буквами дружить не собирается. Пора снять медали и засучить рукава. И почесать в затылке.

В сентябре я решила за Диму с Машей (ему было 6,5, а ей только 5 стукнуло) серьезно взяться и начать заниматься каждый день, а не просто время от времени. Пробуем и так и эдак, и ничего не идет! Слоговое чтение оказалось просто глухой стеной. Карточки со слогами, которые сработали с первым сыном, этих ребят только запутали. Они никак не могли понять сам принцип слогового чтения, вместо этого пытались заучивать слоги наизусть, а когда встречали подобный слог с другим согласным, останавливались в ступоре – мы это не учили. Букварь Жуковой, в котором вроде бы слитное слоговое произношение хорошо проиллюстрировано, тоже нам не помог.

Помощь пришла нежданно: нам помогла придуманная в порыве отчаяния рифмовка:

«Это «б», а это «о»,

Значит, вместе будет «бо».

Ну и так далее… И вот такая ерундовая палочка-выручалочка помогла нам сдвинуть эту скалу.

Был соблазн надеть медаль обратно))) Но слава Богу, есть Димочка, который всегда помогает мне чувствовать себя беспомощной и начинающей – он так и не научился читать  Ну то есть через скалу слогового чтения мы перетащились – и там и остались! Вот уже четыре месяца прошло, Маша уже газеты читает, а мы с Димой все там же «Это р, и это у, значит вместе будет ру»…k-IMG_3938

И знаете, это хорошо. Я, наверное, к тому это и пишу, чтобы сказать мамам, у которых дети идут в первый класс без блестящей техники чтения, — все хорошо. У вас все в порядке, и у меня все в порядке. Этот ребенок не глупый, не отстающий, не ленивый, — он просто научится читать чуть позже. Почему отстает? У меня несколько версий:

  • В младенческом возрасте серьезно болел, возможно, идет оттуда небольшой сбой. Ведь и говорить он начал намного позже, в 3,5 года, но говорит же!
  • Во-вторых, это могут быть просто индивидуальные особенности. Да не обязан ребенок читать энциклопедии в 5-6 лет! Ребенок обязан бегать, прыгать, наблюдать, любить, заботиться о ком-то, делать выводы, жить.
  • И в третьих… Я не знаю никого из взрослых людей, кто не умел бы читать. Читать умеют 99,99%. Но Пушкиных среди них немного, Эйнштейнов тоже по пальцам пересчитать.Разобравшись, кто виноват, надо решить, что делать?
  • Во-первых, успокоиться. Он научится. Он научится. ОН НАУЧИТСЯ
  • Во-вторых, надо найти ту область, которая ребенку дается хорошо, и развивать ее. Димка любит считать, любит лепить из пластилина – у него получаются поразительные миниатюрные фигурки, крошечные и детализированные.

    Кстати, я давно уже сомневалась в связи мелкой моторики с говорением и чтением, о которой все твердят. С мелкой моторикой у нас все в порядке! А с чтением не очень.

    Возможно, именно эта сфера повышенного интереса станет мостиком, который приведет к чтению. Как случилось в моей любимой книжке «Без семьи» с музыкантом Маттиа)))

  •  В-третьих, больше читать ребенку, побуждать его думать и анализировать. Ведь важно не чтение само по себе, а работа с текстом, выявление логических связей, причин и следствий. Этому можно научиться и не умея читать, а к тому времени, как ребенок научится, у него уже будут эти навыки сформированы.

Все бы хорошо, если бы не одно «но», которое все портит… Школьная программа рассчитана на читающих детей. С первого класса рабочие тетради построены в расчете на то, что ребенок сам прочитает условие задачи. А это значит, что неуверенно читающий ребенок автоматически оказывается в отстающих…k-IMG_3929
С другой стороны, школа может сыграть и положительную роль. Может быть, с новым незнакомым человеком Димка быстрее научится. Ведь он уже знает все мои кнопки, куда нажать, чтобы меня сорвало, знает, где самому заорать, чтобы от него отстали. Может, на новых школьных рельсах у него все сдвинется?
Не знаю, а поэтому, держа в уме все выше сказанное себе самой, я собираюсь и дальше учить и мучить моего Димку и себя. Дай нам, Боже, терпения и веселого настроения.

Здесь вы можете подписаться на новости блога. Введите, пожалуйста, свой адрес эл.почты: 
Вы также можете следить за новостями блога, присоединившись к моим группам ВКонтакте и Facebook. До встречи!
 

Чтение-мучение: 26 комментариев

  1. Дана

    Оленька, как рада тебе, ты себе не представляешь! У меня как раз статья ну вот точь-в-точь об этом должна выйти. Развивать то, что идёт, и терпеливо помгать там где нет, и перестать ожилать от детей гениальности! У вас все получится. Терпения тебе! Люблю!

    [Ответить]

    Ольга (Время пения) Reply:

    @Дана, у нас с вами витки развития совпадают)) Выходим на новый уровень!
    Если честно, я голову сломала, как мне поступить — или совсем отстать от него с чтением, чтобы оно ему не опротивело, или дальше мучить?
    Но процесс ломания головы сам по себе благотворен, я чувствую, что развиваюсь)))

    [Ответить]

  2. Светлана Ранджелович

    Оля, мне кажется, твоя заметка для многих будет бальзамом на душу: тема такая нелинейная, а мы где-то там-то приучены к линейности, и как бы даже обязаны на неё равняться… мы так беспокоимся, когда процесс идёт незапланированно (надо было бы писать «я», но я много слушаю и понимаю, что тема многих тревожит). Спасибо тебе, что поделилась.

    [Ответить]

    Ольга (Время пения) Reply:

    @Светлана, хорошо с тобой встретиться здесь) Да, мы как-то больше настроены не на кризисы, а на поступательное безболезненное развитие, которое часто оказывается иллюзией.
    Я просто не могу не думать — если бы я с первым ребенком села в такую лужу, мне было бы очень тяжело. Не с чем сравнить, не знаешь, что думать, советы со всех сторон, а сама плачешь по ночам и думаешь, что я делаю не так?
    Может, кого-то мой опыт успокоит. Нашего Диму можно назвать как в Библии Варнаву — «сыном утешения»)))

    [Ответить]

  3. Ольга Бардина

    Прочитала и вспомнила сразу индийский фильм «Звёздочки на земле». Там про мальчика-школьника, у которого были какие-то проблемы с буквами (он их воспринимал не так, как обычные дети — поэтому не мог читать бегло и писал с ошибками). На него сильно ругались и в школе, и дома. Пока не пришёл потрясающий учитель, который раскрыл его талант художника. Ты видела этот фильм? Мне кажется, что всем родителям было бы полезно посмотреть.

    [Ответить]

    Ольга (Время пения) Reply:

    Оля, рада тебе! Не слышала про такой фильм, хочу посмотреть! Мне тоже приходила мысль в голову, что для него буквы просто бессмысленные значки, а с цифрами он просто расцветает. И вся проблема в том, чтобы стать этим «потрясающим учителем», и найти ту лазейку, через которую ребенок сможет воспринимать знания…

    [Ответить]

    Ольга Бардина Reply:

    @Ольга (Время пения), Да-да, Оля, обязательно посмотри. Можно даже со старшими детьми. Он очень светлый и добрый фильм, только маленьким лучше не показывать, потому что этого мальчика в начале фильма много ругают.
    Но потом все заканчивается очень хорошо.
    ==> Новый океанариум в Крокус сити: отзыв “под впечатлением”

    [Ответить]

  4. Ольга (Умничка)

    Как давно я в блогах не была, еле вспомнила, что куда писать надо… А тема болезненная для многих. Тема мой пока был маленький. я каких только игр не придумывала, чтоб заинтересовать буквами, научить читать. И получалось со временем, пока играли. А вне игры никакого стимула читать не было. Думала(да и сейчас думаю) надо технику чтения улучшить, мало кто любит трудности. И «трудное» чтение не приносит удовольствия. Но времени у меня все меньше, да и желания что-то придумывать тоже. Сын пошел в первый класс. Читает все лучше, но все равно для души читаю ему я.
    Кстати насчет школы. Программы-то разные. У нас в двух первых классах разные программы. У сына начали с букв и слогов. Но в нашей деревне половина детей к школе не умела читать. Отдельно взятые товарищи и букв не знали. Так что Тема мой оказался в лучших учениках. Ему очень все просто, и я не знаю. хорошо это или нет. НЕт стимула развиваться, он и так впереди большинства. Но повтор явно пошел ему на пользу. Читает лучше, все больше слов прочитываются «с лёту», без усилий. Просто сын отказывался читать простые слова, фразы, ему что-то интересное сразу надо было. Сам процесс чтения не интересовал, только результат. А в школе приходится.
    ==> Тёмина вышивка

    [Ответить]

    Ольга (Время пения) Reply:

    @Ольга (Умничка), так рада тебя видеть-слышать! Да, ты права, «трудное» чтение приносит мало удовольствия, и я прямо разрываюсь — то ли отложить совсем это мучение до поры до времени, чтобы не привить ребенку стойкое отвращение к чтению, то ли продолжать, самой больше вслух читая для души…
    С другой стороны, это факт, что не все люди именно ЛЮБЯТ читать и не все дети будут ЛЮБИТЬ читать, мой старший, например, читает только по необходимости, ну что же, просто по-другому извлекает для себя информацию о мире, ничего страшного.
    Но хорошие навыки чтения сильно облегчают жизнь, особенно в учебе, поэтому хочется им помочь. Но не все, что хочется, получается))) Успехов тебе и Теме!

    [Ответить]

    Ольга (Умничка) Reply:

    @Ольга (Время пения), Спасибо за пожелание, хочется, чтоб у тебя с Димой тоже все сложилось. Муж вот у меня тоже не читает, посмотрим, что будет с сыном.
    ==> Тёмина вышивка

    DSC_0001

    [Ответить]

    Ольга (Умничка) Reply:

    @Ольга (Умничка), Ой, я думала, картинка сверху появится, ка аватарка которая…

    [Ответить]

    admin Reply:

    @Ольга (Умничка), а я только картинку увидела))) Какие хорошие все! Сколько малышу?

    [Ответить]

    Ольга (Умничка) Reply:

    @admin,

    [Ответить]

    Ольга (Умничка) Reply:

    @Ольга (Умничка), Куда-то комментарий делся, не туда что-ли написала… Почти 7 месяцев Юрику, а фото с месяц назад сделано. Старший водится с ним, сколько может.

    [Ответить]

  5. Kids Visitor

    Мой поклон Вашему терпению! И Вашему глубокому понимаю проблемы и постановке мелких целей, которые нужно достичь в обучении. У вас всё получится!
    К вопросу «Почему отстает?»
    Возможно, все из-за предпочитаемого типа сенсорного восприятия.
    Бывают: визуалы, аудиалы, кинестеты и дигиталы.
    Вот Димка — точно кинестет, раз он у вас лепит. Ему нужно потрогать, понюхать, пощупать всё хорошенько. Это его предпочитаемый сенсорные каналы в познании мира.
    Дайте ему в руки книгу, чтобы он буквально «ощущал на ощупь слова». Может, из этого что-то получится??

    [Ответить]

    admin Reply:

    Да, он похож на кинестета. Только просто подержать и понюхать книжку с ним не пройдет, твердый орех))) Но ваши слова меня натолкнули на мысль, что надо пробовать буквы и слова лепить из теста или пластилина. Как-то мы уже пробовали, но давно и однократно. И еще детям понравилось изображать буквы телом, руками и ногами. Получилась ерунда, конечно, но была веселая куча-мала))) И в конечном итоге полезно. Спасибо за идею!

    [Ответить]

  6. Таня (Наш с Алисой блог)

    Оленька, так давно хотела к тебе заглянуть, но у нас приятные хлопоты 🙂
    А у вас тут такая замечательная и тёплая компания! По теме могу сказать следующее: недавно прочитала интересную книжку ‘Энштейн учился не по карточкам’, там детально разбираются все основные дошкольные навыки и из чего они состоят. В том числе навык чтения, само по себе скалывание букв в слова не совсем чтение, куда важнее понимание прочитанного, а это совсем другими средствами развивается — разговорами, обсуждениями и пр. Говорят у нас сейчас больше половины школьников не понимает смысл читаемого и это печально.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Таня, у вас новая малышка? Поздравляю! Нас в апреле ожидают приятные хлопоты)))
    Спасибо за рекомендацию книжки, мне все интересно по этой теме. Я, конечно, понимаю, что волшебных палочек здесь быть не может, да и верю, что сам процесс поиска правильного пути благотворен для родителя (надеюсь, и для дитяти тоже), но как же хочется понять, в чем загвоздка и преодолеть этот ступор… Главное, не биться лбом о стенку)

    [Ответить]

  7. Юлия (Человечки)

    Оля, как я давно не была у тебя в гостях! Вот и у нас так: нюхаем буквы, рисуем, лепим, придумываем интересности. :))) А ей все-равно, какая это буква! :))) Как долгое время было все-равно каким цветом обозвать карандаш, при этом я знаю точно, она знает цвета. :))))))
    Сейчас заинтересовываю через ее интерес: названия рецептов, заголовки глав особо любимых книг и т.д.
    Приятные хлопоты в апреле?! У меня столько блого-подруг в интересном положении! И просто подруг! Волшебно!
    Удачи и грандиозных идей!

    [Ответить]

    Ольга (Время пения) Reply:

    @Юлия (Человечки), большой вам привет! Да, такие они все хитрецы — чтобы мамы не заблуждались насчет того, кто кого учит-мучит)))
    Кстати, недавно у мам-хоумскулеров прочитала лозунг When in doubt — read aloud» и для меня это стало спасительной соломинкой. В самом деле, когда кажется, что все обучение-воспитание идет куда-то не по плану, садимся вместе за чтение хорошей книжки!
    Успехов вам!
    ==> Сказка про суффикс (проект по русскому языку 5 класс): гостевой пост от брата

    [Ответить]

  8. Настёна Шеметова

    Оля, большое спасибо за статью. Старшего в активное чтение вывела у меня мама, ну не воспринимает он меня в роли учителя. Вторую дочку я научила читать сама. За год от знания нескольких букв мы вышли к свободному чтению сказок Сутеева. Ей безумно хотелось это уметь. Я, конечно, загорелась собой. Но третья не дает мне расслабиться. И ей тоже очень хочется читать, как старшие дети, но темп с которым мы идем у чтению в три раза медленнее. Бывают дни, когда она так ловко и складно читает, что я радуюсь, а на следующий день едва-едва соединяет слоги, путает буквы, и я впадаю в отчаяние. Держусь за мысль, что она другая и не обязана быть похожей на сестру, пусть медленно, но неуклонно, ведь ей так интересно. А нам мамам терпения и спокойствия!

    [Ответить]

    Ольга (Время пения) Reply:

    @Настёна, так рада тебе! И, может это плохо, но я так рада, что не у нас одних трудности с чтением))) Мы можем друг друга ободрять и вместе преодолевать временные трудности) Это важно, что у дочки есть интерес и мотивация, настанет момент и все кликнет и встанет на свои места. А мы и интереса особого не проявляем, хотя улучшения уже чувствуются, но прямо как ты написала — один день нормально читает, на другой как с луны свалился)))
    А еще у нас доченька в апреле родилась, твоя тезка, красавица) Так я счастлива, хочется, чтобы все со мной порадовались!
    ==> Сказка про суффикс (проект по русскому языку 5 класс): гостевой пост от брата

    [Ответить]

    Настёна Шеметова Reply:

    @Ольга (Время пения),
    Ого, какие у вас новости. Мои поздравления и восхищения. Я после рождения четвертой ребенки (Даше в марте годик был) поняла, что всё: мой предел достигнут. Сил тебе и здоровья малявушке!

    [Ответить]

  9. Ольга (Время пения)

    Настя, так рада тебе! И, может это плохо, но я так рада, что не у нас одних трудности с чтением))) Мы можем друг друга ободрять и вместе преодолевать временные трудности) Это важно, что у дочки есть интерес и мотивация, настанет момент и все кликнет и встанет на свои места. А мы и интереса особого не проявляем, хотя улучшения уже чувствуются, но прямо как ты написала — один день нормально читает, на другой как с луны свалился)))
    А еще у нас доченька в апреле родилась, твоя тезка, красавица) Так я счастлива, хочется, чтобы все со мной порадовались!
    ==> Сказка про суффикс (проект по русскому языку 5 класс): гостевой пост от брата

    [Ответить]

  10. Дана

    Оль, заглянула к тебе, а у вас такие новости!!!! Ну прям радость-то какая!!!! Здоровья вам всем, и малышке. Спасибо за прекрасные новости!

    [Ответить]

    Ольга (Время пения) Reply:

    @Дана, да, радость, да еще какая))) Привыкаем пока. Может, соберусь написать как-нибудь, я сейчас медленная на подъем)
    ==> Сказка про суффикс (проект по русскому языку 5 класс): гостевой пост от брата

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo
Хотите разместить ссылку на одну из Ваших статей?